Главная > Коммерческие споры

Коммерческие споры

Коммерческие споры – это разногласия сторон, возникающие между организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность при заключении, исполнении, расторжении договора. Такой спор разрешается сторонами договора во внесудебном порядке (досудебный порядок урегулирования споров), путем проведения переговоров и составления соглашений на приемлемых условиях. В случае недостижения сторонами договора, согласия на разрешение коммерческого спора, спор передается на рассмотрение в арбитражный суд, если стороны договора не предусмотрели договорную подсудность, например третейский суд.

Данные споры связаны с

  • Нарушением обязательств по контрактам и договорам поставки – к примеру, нарушение покупателем (заказчиком) сроков расчетов и поставки товара поставщиком.
  • Нарушением обязательств по контрактам и договорам подряда – к примеру, нарушение условий договора о качестве подрядных работ подрядчиком и нарушение заказчиком сроков расчётов за выполненные работы.
  • Заказчик отказывается подписывать акт выполненных работы унифицированной формы № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат унифицированной формы № КС-3.
  • Нанесением убытков заказчиком/покупателем, подрядчиком или поставщиком посредством поставки некачественной продукции или оказания услуг.
  • Несоблюдением сроков и внесения арендных платежей по договору аренды.
  • Ненадлежащее исполнения договора перевозки, транспортной экспедиции.
  • Взысканием штрафов, пени, неустойки и задолженностей по договору поставки (включая доказывание поставки товара по товарной накладной (ТН).
  • Взысканием штрафов, пени, неустойки и задолженностей по договору подряда (включая доказывание выполненных работ в полном объеме).
  • Оспариванием завышения цены/объемов услуг или работ по государственному контракту (госконтракту).
  • Односторонним отказом от договора.
  • Несоблюдением порядка осуществления банковских операций, выплатой задолженности (неустойка, штрафные выплаты, пеня) и т.д.

Процесс урегулирования и разрешения коммерческих споров для стороны Договора чьё право нарушено подразумевает следующие этапы

  1. Выявление нарушений заключенного договора контрагентами – на этом этапе выявляется причина возникновения коммерческого спора.
  2. Анализ судебной практики по аналогичным делам – этот этап поможет оценить перспективы дела в арбитражном суде.
  3. Урегулирование коммерческого спора – организация переговоров, составление извещений, заключение соглашений о продлении сроков оказания услуг/работ, сроков поставки товара или замены некачественного товара.
  4. Проведение внесудебного порядка разрешения коммерческого спора – подготовка и направление претензии (требования), расчёт основной задолженности, штрафа, пени, неустойки по договору. Данный этап обязателен для сторон договора, так как это требует действующее законодательство.
  5. Формирование позиции для искового заявления, сбор доказательств – на данном этапе необходимо определить предмет и основание искового заявления, а также собрать все необходимые доказательства, что позволит ссылаться на них в обосновании требования. Между тем, все доказательства необходимо представить в суд первой инстанции, так как в дальнейшем, при обжаловании решения суда, необходимо перед их представлением в суд апелляционной/кассационной инстанциях обосновать уважительную причину непредставление таких доказательств в суд первой инстанции.
  6. Определение судебного органа – если соглашение о договорной подсудности между сторонами договора отсутствует, такой спор передается по общему правилу в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. К примеру, стороны договора вправе указать в договоре конкретный арбитражный суд субъекта РФ или третейский суд.
  7. Подача искового заявления в арбитражный суд – на данном этапе необходимо направить копию искового заявления в адрес ответчика совместно с документами, которые у него отсутствуют, в адрес суда должны быть представлены доказательства в копиях, которые заверены надлежащим образом, также необходимо произвести оплату государственной пошлины по реквизитам арбитражного суда.
  8. Ведение судебного дела – данный этап осложнён для споров, в которых с обеих сторон имеются нарушения. К примеру, со стороны истца имеются нарушения сроков поставки товара, а ответчик отказывается подписывать товарную накладную (ТН).
  9. Обжалование решения – если с решением суда первой инстанции сторона арбитражного дела не согласна, она вправе обжаловать такое решение в порядке апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
  10. Получение решения арбитражного суда и исполнительного листа на взыскание задолженности.
  11. Исполнение судебных актов арбитражных судов – предъявление исполнительного листа в кредитную организацию (Банк), в которой у должника открыт расчётный счет или в федеральную службу судебных приставов-исполнителей.

Процесс урегулирования и разрешения коммерческих споров для стороны Договора к которой предъявлены претензии подразумевает следующие этапы

  1. Анализ представленной претензии (требования) – в данном случае необходимо оценить законность и обоснованность предъявленных требований.
  2. Анализ судебной практики по аналогичным делам – этот этап поможет оценить законность и обоснованность предъявленных требований.
  3. Урегулирование коммерческого спора – организация переговоров, составление извещений, заключение соглашений о продлении сроков оказания услуг/работ, сроков поставки товара или замены некачественного товара.
  4. Подготовка и направление ответа на претензию (требование).
  5. Подготовка правовой позиции – если спор не удалось разрешать во внесудебном порядке и исковое заявление подано контрагентом в арбитражный суд, свою позицию необходимо с доказательствами представить в арбитражный суд в форме отзыва на исковое заявление.
  6. Обжалование решения – если с решением суда первой инстанции сторона арбитражного дела не согласна, она вправе обжаловать такое решение в порядке апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Юридическая помощь в коммерческих спорах

Мы оказываем полный комплекс юридических услуг, позволяющих урегулировать споры. Среди них:


  • Досудебное разрешение (внесудебное урегулирование коммерческих споров) – медиация (сбор и анализ информации, документации, относящейся к спору.
  • Проведение переговоров и направление претензии контрагентам с целью избежания передачи спора на рассмотрение в арбитражный суд, включая подготовку писем и прочей документации, если переговоры будут письменными; сопровождение доверителя или участие от его лица в переговорах с контрагентами и т.д.).
  • Подготовка юридического заключения, в рамках которого сформулируем вывод о вероятности достижения положительного результата рассмотрения дела в арбитражном суде.
  • Подготовка и анализ претензии/искового заявления/ходатайства/извещения/заявления/судебного акта.
  • Защита и представление интересов доверителя в арбитражном суде для разрешения конфликта (на основании доверенности/ордера адвоката).
  • Обеспечение исполнения судебного решения/постановления, его обжалование в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
  • Расторжение/изменение условий договора (дополнительное соглашение к договору, протокол разногласий).
  • Привлечение контрагента к административной ответственности.
  • Разработка правовой позиции.


Судебная практика в РФ постоянно подвергается изменениям, поэтому если возник коммерческий спор, то лучше обратиться за услугами практикующего юриста или адвоката, который обладает опытом не только составления правовых документов, но и опытом представления интересов доверителей в арбитражном суде.

Не нашли полезную информацию?

Звоните нам +7 961 962-01-02 или закажите звонок: