Главная > Коммерческие споры
Коммерческие споры
Коммерческие споры – это разногласия сторон, возникающие между организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность при заключении, исполнении, расторжении договора. Такой спор разрешается сторонами договора во внесудебном порядке (досудебный порядок урегулирования споров), путем проведения переговоров и составления соглашений на приемлемых условиях. В случае недостижения сторонами договора, согласия на разрешение коммерческого спора, спор передается на рассмотрение в арбитражный суд, если стороны договора не предусмотрели договорную подсудность, например третейский суд.
Данные споры связаны с
- Нарушением обязательств по контрактам и договорам поставки – к примеру, нарушение покупателем (заказчиком) сроков расчетов и поставки товара поставщиком.
- Нарушением обязательств по контрактам и договорам подряда – к примеру, нарушение условий договора о качестве подрядных работ подрядчиком и нарушение заказчиком сроков расчётов за выполненные работы.
- Заказчик отказывается подписывать акт выполненных работы унифицированной формы № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат унифицированной формы № КС-3.
- Нанесением убытков заказчиком/покупателем, подрядчиком или поставщиком посредством поставки некачественной продукции или оказания услуг.
- Несоблюдением сроков и внесения арендных платежей по договору аренды.
- Ненадлежащее исполнения договора перевозки, транспортной экспедиции.
- Взысканием штрафов, пени, неустойки и задолженностей по договору поставки (включая доказывание поставки товара по товарной накладной (ТН).
- Взысканием штрафов, пени, неустойки и задолженностей по договору подряда (включая доказывание выполненных работ в полном объеме).
- Оспариванием завышения цены/объемов услуг или работ по государственному контракту (госконтракту).
- Односторонним отказом от договора.
- Несоблюдением порядка осуществления банковских операций, выплатой задолженности (неустойка, штрафные выплаты, пеня) и т.д.
Процесс урегулирования и разрешения коммерческих споров для стороны Договора чьё право нарушено подразумевает следующие этапы
- Выявление нарушений заключенного договора контрагентами – на этом этапе выявляется причина возникновения коммерческого спора.
- Анализ судебной практики по аналогичным делам – этот этап поможет оценить перспективы дела в арбитражном суде.
- Урегулирование коммерческого спора – организация переговоров, составление извещений, заключение соглашений о продлении сроков оказания услуг/работ, сроков поставки товара или замены некачественного товара.
- Проведение внесудебного порядка разрешения коммерческого спора – подготовка и направление претензии (требования), расчёт основной задолженности, штрафа, пени, неустойки по договору. Данный этап обязателен для сторон договора, так как это требует действующее законодательство.
- Формирование позиции для искового заявления, сбор доказательств – на данном этапе необходимо определить предмет и основание искового заявления, а также собрать все необходимые доказательства, что позволит ссылаться на них в обосновании требования. Между тем, все доказательства необходимо представить в суд первой инстанции, так как в дальнейшем, при обжаловании решения суда, необходимо перед их представлением в суд апелляционной/кассационной инстанциях обосновать уважительную причину непредставление таких доказательств в суд первой инстанции.
- Определение судебного органа – если соглашение о договорной подсудности между сторонами договора отсутствует, такой спор передается по общему правилу в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. К примеру, стороны договора вправе указать в договоре конкретный арбитражный суд субъекта РФ или третейский суд.
- Подача искового заявления в арбитражный суд – на данном этапе необходимо направить копию искового заявления в адрес ответчика совместно с документами, которые у него отсутствуют, в адрес суда должны быть представлены доказательства в копиях, которые заверены надлежащим образом, также необходимо произвести оплату государственной пошлины по реквизитам арбитражного суда.
- Ведение судебного дела – данный этап осложнён для споров, в которых с обеих сторон имеются нарушения. К примеру, со стороны истца имеются нарушения сроков поставки товара, а ответчик отказывается подписывать товарную накладную (ТН).
- Обжалование решения – если с решением суда первой инстанции сторона арбитражного дела не согласна, она вправе обжаловать такое решение в порядке апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
- Получение решения арбитражного суда и исполнительного листа на взыскание задолженности.
- Исполнение судебных актов арбитражных судов – предъявление исполнительного листа в кредитную организацию (Банк), в которой у должника открыт расчётный счет или в федеральную службу судебных приставов-исполнителей.
Процесс урегулирования и разрешения коммерческих споров для стороны Договора к которой предъявлены претензии подразумевает следующие этапы
- Анализ представленной претензии (требования) – в данном случае необходимо оценить законность и обоснованность предъявленных требований.
- Анализ судебной практики по аналогичным делам – этот этап поможет оценить законность и обоснованность предъявленных требований.
- Урегулирование коммерческого спора – организация переговоров, составление извещений, заключение соглашений о продлении сроков оказания услуг/работ, сроков поставки товара или замены некачественного товара.
- Подготовка и направление ответа на претензию (требование).
- Подготовка правовой позиции – если спор не удалось разрешать во внесудебном порядке и исковое заявление подано контрагентом в арбитражный суд, свою позицию необходимо с доказательствами представить в арбитражный суд в форме отзыва на исковое заявление.
- Обжалование решения – если с решением суда первой инстанции сторона арбитражного дела не согласна, она вправе обжаловать такое решение в порядке апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Юридическая помощь в коммерческих спорах
- Досудебное разрешение (внесудебное урегулирование коммерческих споров) – медиация (сбор и анализ информации, документации, относящейся к спору.
- Проведение переговоров и направление претензии контрагентам с целью избежания передачи спора на рассмотрение в арбитражный суд, включая подготовку писем и прочей документации, если переговоры будут письменными; сопровождение доверителя или участие от его лица в переговорах с контрагентами и т.д.).
- Подготовка юридического заключения, в рамках которого сформулируем вывод о вероятности достижения положительного результата рассмотрения дела в арбитражном суде.
- Подготовка и анализ претензии/искового заявления/ходатайства/извещения/заявления/судебного акта.
- Защита и представление интересов доверителя в арбитражном суде для разрешения конфликта (на основании доверенности/ордера адвоката).
- Обеспечение исполнения судебного решения/постановления, его обжалование в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
- Расторжение/изменение условий договора (дополнительное соглашение к договору, протокол разногласий).
- Привлечение контрагента к административной ответственности.
- Разработка правовой позиции.
Судебная практика в РФ постоянно подвергается изменениям, поэтому если возник коммерческий спор, то лучше обратиться за услугами практикующего адвоката, который обладает опытом не только составления правовых документов, но и опытом представления интересов доверителей в арбитражном суде.
Не нашли полезную информацию?
Звоните нам +7 961 962-01-02 или закажите звонок: